Когда он ложится прекращает питаться, полностью освобождая кишечник от остатков пищи. Вероятно, он употребляет на заключительном этапе хвою ели для очистки кишечника. Медведь в берлогевначале бодрствует, потом чутко спит, с наступлением морозов спит крепко, однако не цепенеет, а сохранят способность к быстрому пробуждению и активным действиям.
Число дыхательных движений у спящего медведя в берлоге было втрое меньше, чем у бодрствующего, иногда наступали дыхательные паузы продолжительностью 2-4 минуты. Температура тела у только что убитых зверей (по замерам в прямой кишке) составляла 29-34 градуса. Исследуя кишечники 18 добытых на берлогах медведей, СВ. Лобачев обнаружил в прямой кишке у всех животных каловый камень («втулок» или «пробка»), состоящий из старой и свежей еловой хвои, листьев черники и медвежьих волос. Желудок и кишечник убитых животных были пустыми, во всех отделах кишечника в заметном количестве находились медвежьи волосы, видимо, уже в берлоге медведи перед спячкой вычесывали языком блох.
В Енисейской Сибири медведи самостоятельно роют берлоги в земле, устраивают берлоги в расширенных ими нишах под выворотнями и стволами упавших деревьев. Врожденную способность к рытью и устройству зимних берлог медведи проявляют уже на первом году жизни. В горной местности медвежьи берлоги могут устраиваться в естественных пещерах и каменных нишах. Иногда, чаще - повторно после выпугивания из первой берлоги, звери ложатся под густой кроной упавших хвойных деревьев.
Медведь в берлоге - пол берлоги бывает устлан мхом, сухой травой, листьями, измельченными ветками хвойных пород, подстилка всегда бывает сухой, ее толщина составляет 5-20 см. Впрочем, иногда встречаются берлоги без подстилки. Наиболее удобные берлоги используются многократно. Описаны случаи, когда в каменных берлогах за много лет добывалось до десятка медведей.
Из 9 берлог, обследованных Б.П. Завацким в Западном Саяне, 5 были вырыты под корнями деревьев, 2 - в земле, одна - устроена в каменной пещере и одна - в каменной нише. Из четырех обследованных мной берлог одна была вырыта под средневозрастным кедром на пологом склоне горы (Шушенский район), одна - в очень густом, мелком, толщиной в руку березняке (Козульский район), одна - в нише под вросшим в мох толстым стволом поваленного кедра (Таштыпский район) и одна -в невысоком береговом яру реки (Путорана). Три первых берлоги, в которых мной были добыты медведи, оказались свежевырытыми. Хочу привести отрывок из книжки «Очерки сибирской охоты», касающийся первой берлоги, на которой мной был добыт огромный медведь, весом не менее трехсот килограммов.
Медвежьи берлоги можно обнаружить в самых разнообразных местах, однако и специалисты, и охотники отмечают существование «спальных» районов медведей, где плотность расположения берлог заметно выше, чем в соседних участках. В частности специалист приводит случаи, когда на площади 600 га угодий в берлогах добыто 6 медведей, на площади 350 га 5 медведей, при этом на указанных территориях, вероятно, находились и ненайденные берлоги.
Массовый выход из берлог в средней и южной тайге приходится на последнюю декаду апреля. Самки с сеголетками покидают берлоги несколько позднее. Отмечены и более ранние сроки выхода медведя из берлоги. И прежде, и теперь весенняя охота на солнцепеках приходится на конец апреля - начало мая.