Многие охотники мечтают зарядить свое ружье таким патроном, чтобы уверенно взять дичь накоротке, при этом не упустить чирка или рябчика и быть во всеоружии, встретив гуся или глухаря. Особенно остро такой вопрос возникает у владельцев одноствольных ружей, чаще всего самозарядных, – любителей поэкспериментировать с боеприпасами собственного снаряжения. Вот многие охотники и пытаются решить данную проблему, самостоятельно снаряжая патроны и создавая оригинальные конструкции.
За время моей работы инструктором-методистом на стенде у меня скопилась целая коллекция подобных патронов, подаренных фанатами «универсального» патрона с уверениями в великолепных боевых качествах их изделий. Довольно скоро, количество подарков перевалило за несколько десятков, а появившееся свободное время позволило проанализировать и испытать их боевые качества.
Вскрытие патронов позволило разделить боеприпасы на две группы по способу снаряжения.
Первая – патроны с применением дроби одного или близких номеров. Вторая – патроны с разной дробью, отличающейся на два и более номеров.
Конструкции патронов были столь разнообразны и порой нетрадиционны, что пришлось не только удивляться, но и поломать голову в попытках повторить творчество охотников-самоделкиных, чтобы подготовить нужное количество аналогичных патронов для проверочной пристрелки. Было снаряжено по пять патронов каждого вида, количество вполне достаточное, чтобы сделать предварительные выводы.
Пристрелка проводилась по 16-дольной с диаметром 750 мм мишени, результаты усреднялись. Для подсчета количества попаданий дроби разных номеров, лист мишени плотно накладывался на мягкий картон, что практически без ошибок позволяло различать пробоины от дробин разных номеров.
Для проверки снаряжались аналоги лишь тех патронов, которые не требовали изготовления сложных элементов и при снаряжении которых можно было использовать стандартные комплектующие с небольшими изменениями. Для пристрелки использовалось ружье 12 калибра, чок 0,8 мм.
Патроны первой группы:
А – прокладка-обтюратор, пыж войлочный, дробь № 7 – 16 г, стаканчик полиэтиленовый укороченный с дробью № 7 – 16 г, закрутка. В – пыж-контейнер полиэтиленовый, просверленный по оси, диаметр отверстия 2,5–3,0 мм, с укороченным стаканчиком, дробь № 7 – 16 г, два пыжа войлочных тонких, разрезанных на четыре части, с тонкой картонной прокладкой между ними, картонная прокладка, дробь № 7 – 16 г, закрутка. С – прокладка-обтюратор, пыж войлочный, контейнер полиэтиленовый калибра 28–410, дробь № 7 – 32 г, закрутка. Патроны всех трех групп показали примерно одинаковую равномерность осыпи при попадании в мишень 40–45% дробин как в центр мишени, так и по периферии на 25 метрах, и при попадании в мишень 20–30% дробин (центр) и 25–30% (периферия) на дистанции 35 м. Наблюдалось сильное сгущение к центру в патронах группы А, равномерное покрытие центра в патронах группы В и очень сильное сгущение к центру при слабом покрытии периферии – в группе С.
В целом на 25 метров ствол чоковой сверловки показывал результаты по общей кучности, скорее свойственные получоку, а по зоне покрытия – цилиндру с напором, сохраняя высокий коэффициент сгущения, но и внешние части мишеней были достаточно насыщены дробью.
Интереснее оказались результаты на дистанции 35 метров, похоже, в определенной степени удалось достигнуть желаемого: высокий процент поражения центральной части мишени при широком покрытии внешней части и периферийной зоны, но при довольно слабой ее насыщенности дробью.
Применение более крупной дроби в верхней (А, В) или центральной части (С) снаряда, в пределах одного-двух номеров, по всей вероятности, значительно увеличит дальность поражения, но может оказаться губительным для мелкой дичи, попросту говоря, разбить ее в пределах 20–25 метров.
На мой взгляд, наиболее рационально использовать подобные патроны по болотной мелочи в угодьях, где нередки встречи с водоплавающей дичью, используя сочетание дроби № 8 (кулики) и № 6 (утки).
Патроны второй группы :
D – прокладка-обтюратор, пыж войлочный, крестовидная вставка из тонкого картона, дробь № 7 – 16 г, прокладка картонная, дробь № 3 – 16 г, звездочка. E – пыж полиэтиленовый, контейнер, дробь № 7 – 16 г, излишки лепестков стаканчика сложены на «семерку», сверху дробь № 3 – 16 г, звездочка. F – прокладка-обтюратор, тонкий войлочный пыж, дробь № 7 – 12 г, картонная прокладка, тонкий войлочный пыж, дробь № 5– 12 г, укороченный стаканчик с дробью № 3 – 12 г, закрутка. G – прокладка-обтюратор, войлочный пыж, смесь дроби № 7, 5, 3 общей массой 20 г, тонкий войлочный пыж, крест из тонкого картона, смесь дроби № 7, 5, 3 – 20 г., закрутка (тяжелый патрон). Для патронов, снаряженных разной дробью, результаты выстрела оставляли желать лучшего. Особенно это коснулось дробового «коктейля» (снаряд G), видимо, равномерно замешать дробовую смесь весьма проблематично.
Если для утки сгодится «тройка» с «семеркой», не говоря о пятом номере, то для гуся дробь № 3 дальше 30–35 метров мелковата, да и в патроне ее не так уж много. То же самое можно сказать о стрельбе тетеревиных выводков, рябчика и глухаря.
Лично для себя я сделал вывод, к которому, возможно, уже пришли многие охотники: комбинированное снаряжение патрона может дать результат, но далеко не такой, чтобы претендовать на полную универсальность. Особенно это касается патронов, снаряженных смесью дроби с большим «разбегом» номеров (например № 7 и № 1-0-00). А учитывая трудоемкость и сложность снаряжения подобного боеприпаса от подобных экспериментов лучше отказаться.
Но за каждым любителем стрельбы влет остается право искать оригинальный «универсальный» патрон, а лучше руководствоваться давним правилом: стрелять дичь нужным номером дроби и, конечно, всегда в меру.