Рогатина - оружие храбрых

Оружие храбрых «С ружьем-то все герои. А ты на медведя с рогатиной сходи, вот тогда и будешь мужик», — наверное, каждый охотник слышал нечто подобное хотя бы раз в жизни. Кто-то пропускает это мимо ушей: мол, чего понапрасну спорить! Но кто-то и задумывается: а не попробовать ли?

Наиболее распространено заблуждение, что рогатина — это длинная палка с разветвлением на конце, что-то вроде длинной рогатки. На самом деле это тяжелое копье с мощным обоюдоострым наконечником преимущественно лавролистовой формы. По сути, это кинжал, посаженный на древко — ратовище. Это не только колющее, но и режущее и рубящее оружие.

Очень часто рогатину путают с боевым ухватом и двузубыми вилами. Боевой ухват имел широкий спектр применения. Им можно было выбить всадника из седла, при должной сноровке обезоружить противника, прижать его к земле (проще говоря, задержать), оттолкнуть от крепостной стены лестницу с карабкающимся по ней неприятелем, но он не был смертоносным оружием.

Что же касается деревянных двузубых вил, то они обычно фигурировали на ярмарках в потешных боях с медведями, причем ни один медведь на таких представлениях не пострадал.

О происхождении рогатины (рогатыни, рогтичи) ведется много споров и существует немало легенд, но самая правдоподобная из них такова: под клинком при помощи ремешков крепилась поперечная планка (крестовина), чтобы разъяренный зверь не мог добраться до охотника, а для этого обычно использовался рог животного — отсюда и название.

Точное время появления рогатины неизвестно. Массово она применяется на Руси с ХII века. Как отмечают исследователи, рогатина — чисто русское изобретение, ни в Европе, ни в Азии в ту пору не было ничего подобного. Тяжелые копья с наконечниками аналогичной формы появились в Европе гораздо позже.

В открытом бою рогатина, конечно, уступала обычному копью, как чрезмерно тяжелое и менее маневренное оружие. Но у нее было другое назначение.

Рогатинами успешно оборонялись от конницы, особенно если лошади были закованы в доспехи. Древко тупым концом упиралось в землю, наконечник направлялся в сторону врага. Конь, с размаху налетавший на мощное острие, пробивавшее броню, получал страшную рану и тут же валился наземь. При обороне рогатинами вспарывали лошадям животы, не защищенные доспехами, когда они становились на дыбы, отпрянув от факела или пучка горящей соломы.

ОХОТИТЬСЯ ПОДАНО!

Ошибочно утверждать, что рогатина предназначалась исключительно для военных целей и лишь с течением времени стала использоваться на охоте. Нет, она всегда была идеальным охотничьим оружием на крупного и свирепого зверя. Например, как свидетельствует летопись, в 1255 году князь Даниил Галицкий при охоте на вепрей «сам же уби их рогатиною три».

На картине великого русского живописца Виктора Васнецова «Отдых Великого князя Владимира Мономаха после охоты» мы видим рогатину и поверженного секача. И это не выдумка художника, а реконструированный исторический факт.

Русская знать почитала за доблесть схватиться с опасным зверем в открытую. Страстным любителем такой охоты был, к примеру, царь Алексей Михайлович, не раз хаживавший на медведя, что несколько контрастирует с его прозвищем Тишайший. Императоры Александр II и Александр III также неоднократно ходили на медведя с рогатиной.

И все-таки самыми успешными рогатчиками были простолюдины, благосостояние которых напрямую зависело от промысла. Некоторые из них умудрялись добывать по двадцать медведей за зиму. А кто-то из смельчаков, особенно из тех, кто обходился без страховщиков, погибал или оставался калекой на всю жизнь.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Во второй половине ХIХ века охота с рогатиной приобрела такую популярность, что у нее появились свои теоретики и исследователи.

В первую очередь хочется вспомнить князя Андрея Ширинского-Шихматова, который различными способами добыл более 200 медведей (по другим данным — более 300). Князь не только придумал знаменитую пулю-стоппер для гладкоствола, названную его именем, но и разработал механическую рогатину, которую в наши дни реконструировал оружейник Андрей Грачев, доработав механизм и облегчив саму конструкцию. Вечный оппонент Ширинского-Шихматова Михаил Андриевский, егермейстер Высочайшего двора, хоть и критиковал механическую рогатину, но при этом авторитет князя, опытного медвежатника, сомнению не подвергал. Сам же Андриевский на охоте использовал обычные рогатины: утяжеленную «берложью» и облегченную для преследования зверя с собаками. И Андриевский, и Ширинский-Шихматов оставили немало ценных сведений об охоте с рогатиной, вот только их записки сегодня трудно найти, хотя отдельные фрагменты выложены в интернете.

Но там же, в интернете, можно наткнуться и на досужие домыслы диванных экспертов, которые полагают, к примеру, что медведь обязательно встает перед рогатчиком на задние лапы и спокойно позволяет колоть себя в грудь.

Ширинский-Шихматов, полагал, что физические данные человека при охоте с рогатиной не главное. «Если бы вообще результаты охоты с рогатиной, — писал он, — зависели исключительно от большей или меньшей силы, то охота эта, во-первых, давно бы упала, а во-вторых, если бы и продолжали колоть зверя, то зверя мелкого, от 4 до 6 пудов.

Между тем достаточно взглянуть на чудовищные медвежьи шкуры, хотя бы у скупщиков Тотьмы, Яренска, Ижмы и др., приобретаемые исключительно от промышленников, чтобы убедиться в том, каких великанов сажают на рогатины, так как шкура, за самым разве редким исключением, вся колота, а не стреляна. Эти тысячи шкур добыты, конечно, не Ерусланами Лазаревичами».

Единого мнения о способах охоты с рогатиной не было даже тогда, когда она широко практиковалась. Специалисты до хрипоты спорили об идеальной длине и ширине клинка, о прочности ратовища из той или иной породы дерева и о том, как и куда лучше бить зверя. Но зверя все-таки били.

Сергей Бутурлин, занимавшийся исследованием охоты с рогатиной уже в советское время, отмечал, что данный промысел был распространен в Сибири вплоть до 30-х годов ХХ века.

БОГАТЫРИ — НЕ ВЫ!

В наше время с форума на форум гуляет легенда о каком-то бывшем спортсмене (то ли борце, то ли боксере), погибшем в начале нулевых, охотясь с рогатиной на медведя. Якобы после завершения спортивной карьеры этот человек занялся предпринимательством, разбогател и мог себе позволить подобное развлечение, окончившееся для него, увы, весьма плачевно. Но был ли рогатчик? Ведь никаких конкретных ссылок на внятный материал с описанием трагедии нигде нет.

Столь же популярны байки о каких-то очень суровых сибирских мужиках, которые, живя в глуши, только и делают, что бьют несчастных мишек рогатинами. Но вот беда — ни одной фотографии в доказательство этих подвигов не приводится. Видимо, мужики столь же бедны, сколь и суровы, ибо не имеют денег не только на фотоаппарат, но и на мобильный телефон с самой простенькой камерой. Трудно представить, чтобы человек после такой охоты не запечатлел себя с трофеем.

Но вполне возможно, что на просторах нашей страны встречаются столь отчаянные люди, которые действительно добывают зверя таким нелегким способом. Но до тех пор пока нет убедительных фото- и видеосъемок, подробного описания охот и отзывов свидетелей, говорить о храбрецах можно лишь в том контексте, в каком мы вспоминаем былинных русских богатырей.

Если вы основательно полазите по «Ютубу», то обнаружите немало видеороликов о том, как охотятся на кабана с копьем и мечут дротики в медведей. Но увы, все это зарубежные ролики. В основном американские. Есть канадские и немецкие. А русских нет. Как получилось, что традиционная для России охота умерла в нашей стране? Поборники «правильной охоты» могут с пеной у рта кричать на форумах о преимуществах двустволок перед помповыми или самозарядными ружьями, о том, что патроны «магнум» — это каприз заморских богатеев, критиковать расцветки импортного камуфляжа и т.д., но стоит завести с ними разговор о рогатине, как выяснится, что отстаивание традиций — это просто их хобби.

ПОПЫТКА НЕ ПЫТКА

Однако вернемся к тому, с чего начали. Сегодня обзавестись рогатиной не так-то просто. Вам предложат либо декоративную железяку из мягкого металла, годную лишь для фотосессии, либо изделие «по мотивам» (что-то среднее между русской рогатиной и европейским протазаном), и за немалые деньги. Выход один — обратиться к частным мастерам. Мне удалось найти кузницу в глубинке, где по моим чертежам была выкована рогатина с длиной лезвия 35 см и шириной 6,5 см. Также я заказал прочное двухметровое ясеневое древко диаметром 4,5 см в одной из контор, обслуживающих «реконструкторов», увлеченных средневековьем. На переговоры, заказы, изготовление и пересылку конечного продукта ушло три-четыре месяца. Но оказалось, что это только присказка. Далее начались мытарства.

В нашей стране охота с рогатиной официально не запрещена (разрешен же добор дичи холодным оружием!), но проблема в том, что никто таких услуг не предоставляет. Я обзвонил порядка двух десятков хозяйств, предлагающих охоту на кабана и медведя, но понимания не встретил. Самым популярным был вопрос: «Вы сумасшедший?» Люди натурально отказывались верить в то, что в ХХI веке кто-то всерьез готов пойти на зверя с копьем. У нас в России предлагают лишь заколоть вольерного сеголетка. Лично я предпочел отказаться от такого «подвига».

С поиском медведя было еще интереснее. В одном хозяйстве вызвались организовать данную охоту, но запросили за нее… миллион. На мой вопрос, откуда взялась такая астрономическая сумма, последовал философский ответ: «Когда медведь вас задерет, нам понадобятся деньги на адвоката». Понять их, конечно, можно: никто не хочет неприятностей у себя в угодьях. Хотя если задуматься, сколько людей ежегодно гибнет и получает серьезные ранения из-за того, что до охоты допускаются стрелки в нетрезвом состоянии, то мои запросы не покажутся безумными и рискованными. Лучше уж трезвый с копьем, чем пьяный с ружьем. Но попробуй объясни это, когда тебя и слушать не хотят. В общем, рогатина мирно хранится у меня дома в разобранном виде: древко на балконе, наконечник в сейфе вместе с ружьями и ножами. Увы, сегодняшняя реальность такова, что нет у нас самой традиционной, самой лихой и самой красивой русской охоты. Печально! Так что когда в очередной раз вы услышите язвительное пожелание сходить на зверя с рогатиной, потребуйте от острослова организовать вам такую охоту. Вряд ли ему это удастся. Но если удастся... Дальше решать вам.